Татьяна Швецова / АиФ
Доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета имени Витте Кирилл Парфенов объяснил, зачем Минстрой предлагает снизить порог доли расходов на оплату жилья в бюджете многодетных семей, одиноких пенсионеров и других социально незащищенных категорий с 22% до 10-18%.
«По всем отчетам номинальная зарплата растет, но отстает от инфляции. Мы это видим по снижению потребительской активности, проседает спрос в розничной торговле, услугах. Но это цифры, а за ними стоят люди, которым банально не хватает денег на их самые основные потребности. Социальная защита — важнейшая функция государства, оно обязано материально помогать тем, кто по объективным причинам не может сам заработать достаточно денег».
Пониженные пороги назначения субсидий уже действуют в некоторых регионов. Например, для москвичей и одиноких пенсионеров Мурманской области предельная доля расходов на ЖКХ в доходах установлена на уровне 10%, для петербуржцев — 14%. Теперь эта льгота может стать федеральной.
Поднять доходы людей по команде сверху нельзя — их уровень зависит от состояния экономики, а не воли властей, да и человеческим возможностям тоже есть предел, продолжает Парфенов.
«У меня студент-магистр работает в соцзащите на Камчатке, он провел исследование по своим данным: в большинстве многодетных семей региона работают оба родителя, берут подработки, и все равно еле сводят концы с концами, — привел пример эксперт. — Многие одинокие пенсионеры продолжают трудиться. Но одно дело, когда человеку 65 лет, а другое — когда 80. Здоровье не то, сил нет. В конце концов, когда же нужно пожить и на пенсию».
Рост тарифов на услуги ЖКХ при сокращении реальных доходов приводит к единственному результату — росту неплатежей, считает Парфенов. Результат, по его мнению, получится обратный задуманному.
«Хотели защитить трубы и сети от инфляции, чтобы появились деньги на их ремонты и модернизацию до того, как вырастут цены, — объясняет он. — А в итоге выручка коммунальщиков может только сократиться».
Субсидия на оплату услуг ЖКХ для тех, у кого на это нет денег, нужна, чтобы не было этих выпадающих доходов коммунальщиков, уверяет Парфенов. Но тут тоже есть проблема: и само ЖКХ, и субсидии — это деньги региональных бюджетов. А они, в большинстве случаев, довольно скудные и очень сильно зависят от помощи федерального центра. Из-за этого деньги на субсидию губернаторы могут взять из того, что у них выделено на финансирование коммунальных служб. Что тоже вряд ли приведет к успеху, прогнозирует эксперт.
«К нас накоплен огромный массив данных о доходах граждан, о том, кто и насколько нуждается, — заключает Парфенов. — В этой ситуации очень кстати было бы задействовать этот цифровой ресурс и посмотреть, кому действительно нужна эта субсидия, а кто в силу тех или иных причин и так вполне справляется. То есть назначать ее адресно каждому, а не сразу всей категории. Тогда появится возможность получить максимальный эффект от этих бюджетных расходов».
Оцените материал