Москва. 30 сентября. — Доходы федерального бюджета от утилизационного сбора на транспорт в 2024 году превысят 1 трлн рублей, а в 2025 году — перевалят за 2 трлн рублей, следует из материалов к проекту бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов, с которыми ознакомился «Интерфакс».
Ожидается, что в 2025-2027 годах в бюджет поступит в общей сложности 7,2 трлн рублей от утильсбора на транспорт: в 2025 году — чуть более 2 трлн рублей, в 2026 году — около 2,5 трлн рублей, в 2027 году — свыше 2,7 трлн рублей. Предполагается, что в ближайшие годы бОльшая часть поступлений продолжит обеспечиваться утильсбором, уплачиваемым за импортированные машины. Однако ситуация должна постепенно меняться в пользу роста выпуска автотехники внутри России. Так, если по итогам 2024 года более 60% доходов от утильсбора — 680 млрд рублей из общего 1 трлн рублей — планируется к поступлению в бюджет от ввезенных автомобилей, то в 2027 году локально произведенный транспорт должен обеспечить чуть больше половины — около 1,5 трлн рублей из общих 2,7 трлн рублей.
«Основным фактором изменения поступлений доходов от платежей при пользовании природными ресурсами является увеличение поступлений доходов от уплаты утилизационного сбора в связи с введением с 1 октября 2024 года в отношении колесных транспортных средств пошаговой ежегодной индексации утилизационного сбора на период до 2030 года, а также механизма отложенной индексации утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним», — говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку.
Как сообщалось, утильсбор на автомобильную технику с 1 октября 2024 года будет проиндексирован в среднем на 70-85%. Рост ставок сбора в пределах 20% также произойдет и с 1 января 2025 года. В дальнейшем, как предполагает утвержденная правительством шкала его долгосрочной индексации, сбор будет планово повышаться на эту же величину каждый год до 2030 года. Для примера: размер утильсбора на новый легковой автомобиль самого массового сегмента — с двигателем внутреннего сгорания объемом от 1 до 2 литров — с 1 октября 2024 года вырастет с нынешних 300,6 тысячи рублей до 556,2 тысячи рублей, а с 1 января 2025 года — уже до 667,4 тысячи рублей. В 2027 году, которым сейчас ограничен горизонт планирования федерального бюджета, сбор с наиболее массовых легковушек, согласно утвержденной шкале индексации, будет составлять 800,8 тысячи рублей.
Оценка доходов федерального бюджета от утильсбора на транспорт в 2024 году и 2025-27 годы, млрд рублей*
Доходы от утильсбора на транспорт | 2024г | 2025г | 2026г | 2027г |
Общий объем поступлений | 1079,8 (943) | 2011,5 (949,6) | 2451,6 (943,1) | 2716 |
— с произведенных в РФ | 399,5 (411,9) | 871,5 (466,8) | 1202,8 (518,3) | 1451,5 |
— с импортированных в РФ | 680,2 (531,1) | 1140 (482,8) | 1248,8 (424,8) | 1264,6 |
* — в скобках приведены прогнозные показатели за соответствующие периоды, которые публиковались год назад при подготовке бюджета 2024-26 годов.
Проект бюджета на трехлетку 2024-26 годов предполагал значительно более консервативный прогноз поступлений от утильсбора. Вместе с тем, год назад ожидалось, что бОльшая часть поступлений будет обеспечиваться локальным производством с 2026 года, тогда как теперь эти планы сдвинуты на год «вправо».
Выпуск легковых автомобилей в России, по данным Росстата, в январе-августе 2024 года вырос на 47,2%, до 442 тыяч штук. Грузовиков за тот же период в стране было выпущено 122 тысячи штук (+13%). Импорт новых легковых автомобилей в Россию, как сообщало ранее аналитическое агентство «Автостат», за 8 месяцев 2024 года вырос на 52,6%, до 578,8 тысячи штук. Рынок новых легковых автомобилей в России за тот же период, по оценке «Автостата», составил чуть более 1 млн штук (+65,3%).
Утилизационный сбор — введенный в 2012 году платеж, который единоразово уплачивается на каждый локально произведенный в России и каждый ввезенный в страну автомобиль. Размер платы определяется исходя из базовой ставки, умноженной на повышающий коэффициент, который зависит от вида транспорта, его массы, возраста и объема двигателя. Все автопроизводители, имевшие производство в России и подписанный с Минпромторгом специнвестконтракт (СПИК), до 2019 года получали от государства промсубсидии, которые фактически являлись компенсацией уплаченного ими утильсбора. Такой порядок продолжает действовать и сейчас, но с 2020 года компенсация сбора стала частично, а с 2022 года — полностью «привязана» к уровню локализации продукции, который оценивается в баллах правительственного постановления №719.